Как правильно выбрать марку дорожного битума

0

Дорожным строителям хорошо знаком такой парадокс: вроде бы применяли одинаковый битум, но в одном случае качество дороги не вызывает никаких нареканий, и она спокойно выдерживает межремонтные сроки, а в другом – быстро приходит в негодность, возникает колея и прочие дефекты, требующие подновления дорожного полотна. Почему так происходит? Очень рекомендуем купить дорожный битум!

Выбираем оптимальный битум и битумное вяжущее
Так в чем же проблема? Ошибка чаще всего заключается в том, что подбор битума осуществляется без учета температурных и транспортных характеристик дороги.

Если обратиться к законодательству, то на сегодня большим плюсом является то, что в РФ и за рубежом уже имеются технологии для выбора оптимальных марок битума и битумных вяжущих с учетом этих показателей. Так, в Техническом регламенте Таможенного союза применение дорожных битумов регламентируется ГОСТом 33133. Он включает два типа параметров. Основные, обязательные к применению, во всех странах ТС, и дополнительные — они в каждой стране ТС регламентируется отдельно.

В РФ на данный момент применение дополнительных показателей и нормы к ним не регламентированы. Это играет достаточно отрицательную роль, получается, что ГОСТ 33133 в практике российских дорожников используется не в полном объеме.

Сейчас многие говорят о том, что на законодательном уровне необходима разработка отраслевого документа, который будет определять те дополнительные показатели, которые будут обязательны к применению в РФ. Также этот документ должен устанавливать правила выбора марок битума в зависимости от климатических условий, условий эксплуатации, транспортных нагрузок.

Что такое «сдвигоустойчивость», и почему ее надо учитывать
Основными показателями ГОСТа 33133 являются: динамическая вязкость при 60 °C, растяжимость и максимальное усилие при растяжении при 0 °C, динамическая вязкость при старении. Стоит обратить внимание на такой показатель, как «коэффициент изменения динамической вязкости после старения». Причём он абсолютно новый, раньше в нашей стране не применялся. Сегодня все ведущие классификации мира этот показатель уже используют или в ближайшее время собираются его ввести.

Для чего необходимо учитывать температурные условия эксплуатации битума? В повседневной жизни, для человека, разница температур в несколько градусов большой роли не играет. Для битумов и битумных вяжущих, применяемых в дорожном строительстве, разница между 24 -28 или 30 — 34 градусами по Цельсию может быть критичной.

Например, если нагреть битумное вяжущее всего лишь на 5 °C, то его сдвигоустойчивость упадёт в два раза. А если — на 10 -12 °C, то уже в четыре раза. Более чем на 15 °C — уже в восемь раз! То есть в зависимости от температуры одно и то же вяжущее будет показывать абсолютно различные свойства. Поэтому уметь точно определять температуру эксплуатации и подбирать битумные вяжущие с теми свойствами, которые будут «работать» при этих температурах — это очень важная задача.

При выборе битумов обязательно нужно учитывать транспортную нагрузку на дорогу. Ведь все деформации и дефекты идут от длительности и величины нагрузок. Если транспорт движется медленно, то время нагрузки на дорогу увеличивается. Чем дольше и интенсивнее действует на дорогу такая нагрузка, тем быстрее будет возникать колея. Поэтому необходимо подбирать битумы исключительно под нагрузку на данном участке дороги. В противном случае, это может привести к быстрому разрушению полотна и внеплановому ремонту.

«Спас» поможет рассчитать оптимальный битум
За рубежом для подбора оптимальных битумов и битумных вяжущих на отдельно взятых участках дорог применяется специально разработанная для этого система «Superpave». В РФ уже практически внедрен ее отечественный аналог — система «СПАС». В рамках этой системы 1 июля 2019 года вступили в действие два ГОСТа: ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ 58400.2.

Как они работают? В соответствии с ГОСТом 58400.1, мы получаем нужные марки битумов по формуле PG X-Y, где PG – марка битума, X — верхнее значение марки, которое отражает максимально допустимую температуру его эксплуатации, Y — это нижнее значение марки, которое отражает минимальную температуру допустимой эксплуатации этого битума. Диапазон между этими двумя значениями — это диапазон эксплуатации битумного вяжущего, в котором оно сохраняет все необходимые эксплуатационные свойства для того, чтобы не возникало дефектов при эксплуатации дорожного покрытия. Этот ГОСТ определяет только температуру эксплуатации.

Второй ГОСТ 58400.2 уже добавляет и показатель транспортной нагрузки. Здесь используется уже формула PG X(Z)-Y, где X и Y — это тоже верхнее и нижнее значения марки. Эти показатели отражают максимально и минимально допустимую температуру эксплуатации. К ним добавляется еще Z , значение, которое показывает, до каких транспортных нагрузок это битумное вяжущее можно применять.

Разумеется, не последнюю роль при выборе битума играет вопрос стоимости материалов. И тут тоже существует специальная наука, какой битум и где класть. Как известно, наши дорожные одежды состоят из нескольких слоев. Для каждого слоя можно использовать разные битумы. Бывают ситуации, при которых климатические условия требуют укладки на верхний слой специальных, очень дорогих битумов с особыми и очень высокими эксплуатационными характеристиками. В то же время, нижние слои дорожной одежды меньше подвержены температурным изменением, чем слой износа (верхний слой). Поэтому для того, чтобы снизить общую стоимость работ, для нижних слоёв иногда используют битумы более грубого качества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here