ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

0

Наиболее важными особенностями зрительного восприятия являются:

целостность — восприятие предмета как единого целого;

структурность — восприятие представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета;

константность — относительное постоянство образа воспринимаемых предметов при различных, в том числе случайных, условиях восприятия, а также восприятие объектов в их действительном масштабе. Это свойство позволяет человеку создавать адекватные представления о предметах, собирая в мысленный образ разобщенные «кадры» картины;

все предметы воспринимаются в пространственной перспективе. Благодаря этому предметы, расположенные на переднем плане, наиболее четко и подробно проявляют все свои качества и в первую очередь объемность, рельефность, цвет, в то время как предметы, расположенные на дальнем плане, как бы теряют объемность и интенсивность цвета, приближаясь к плоскостным панорамным изображениям. И кстати,http://migcredit.kz/page/realty предлагает кредит под залог жилья в Астане.

Используя свойства перспективы архитектор может оперировать та.! кими средствами выразительности объемно-пространственной композиции, как многоплановость, глубинность, панорамность, учитывать условия ракурсных сокращений, композицию «кадра» в визуальной картине, контраст в размещении объектов и др.;

динамичность — прохождение во времени процесса зрительного восприятия. При обзоре градостроительного комплекса в движе нии в определенной последовательности воспринимаются изменения и смена видовых картин, подобно смене кадров в фильме. Восприятие зависит и от скорости движения (пешком, на транспорте).

Совмещение пространственно- временных характеристик предметов достигается благодаря механизму памяти, т. е. накоплению впечатлений и аналитико-синтетической деятельности мозга, мышлению человека.

На запоминание большое влияние оказывают такие факторы, как составление плана, установление смысловых связей, дифференциация материала, выделение «опорных точек», группирование и другие логические действия, направленные на выявление структуры сложного предмета или явления.

Подобная оценка, понимание пространственной структуры происходят и при восприятии архитектурнопространственной композиции. Легкость и простота восприятия целого при этом зависят не только от числа элементов, но и от степени упорядоченности зрительно воспринимаемой структуры, что непосредственно связано с эстетической оценкой объекта.

Одной из особенностей восприятия является возникновение эстетических эмоций при оригинальности сообщения. Неожиданность, своеобразие его повышают интерес, оставляют запоминающееся впечатление.

Знание особенностей восприятия позволяет архитектору учитывать их при построении объемно-пространственных композиций.

При установлении размеров внутренних пространств по отношению к ограничивающим их зданиям следует учитывать условия восприятия и связанную с ними психологическую реакцию наблюдателя.

Известно, что вертикальный угол зрения человека составляет 130°, причем действительное поле зрения достаточно четкой видимости составляет около 70°, из которых около 30° приходится на верхний угол (выше горизонта).

При восприятии здания, находящегося на расстоянии, равном двукратной его высоте, оно почти заполняет собой верхнюю зону ПОЛЯ зрения (28°). При приближении к объекту человек воспринимает его фрагментарно, а при удалении все большую роль в зрительной картине начинает играть пространственное окружение. Таким образом, дистанция в две высоты от наблюдаемого объекта является оптимальной для его целостного восприятия.

При параллельном расположении зданий на расстоянии двух их высот открытое пространство между ними (улица, двор) воспринимается достаточно свободным и соразмерным, при расстоянии в одну высоту — зауженным и тесным. Однако пространство, ограниченное с четырех сторон (площадь, замкнутый Двор), при линейных размерах в две высоты окружающей застройки вызывает чувство чрезмерной замкнутости и лишь при отношении 4:1 — 6 : 1 создается ощущение относительной свободы. При дальнейшем расширении территории ограниченное пространство теряет качество замкнутости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here